Игры с песком для детей

Приглашаем Ваших детей на развивающие психологические занятия «Игры на песке».

Данные занятия будут проводиться индивидуально и в мини-группе, максимум 4 человека.

Все игровые действия будут проводиться с использованием психологической песочницы.

Занятия направлены на развитие мелкой и крупной моторики, речи, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, на развитие творческих и коммуникативных способностей.

Также данные занятия способствует социальному и эмоциональному развитию ребенка. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому песочницу можно использовать в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Цели занятий:

1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3.      Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

4.        Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.

5.        Снижение психофизического напряжения.

6.        Актуализация эмоций.

Задачи:

Развивающие:

1.        Развивать психические процессы (внимание, память).

2.        Развивать логическое мышление.

3.        Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

4.        Развивать умение действовать по инструкции.

5.        Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

6.        Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

7.        «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Образовательные:

1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2.        Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.

3.        Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.

4.        Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

5.        Закрепить представления об окружающем мире.

Методы и приёмы:

Дискуссии

  Беседы

Игры – коммуникации

Проективные игры

  Познавательные игры

Элементы сказкотерапии

Музыкальное сопровождение (диски)

Необходимое оборудование:

1.       Песочница - водонепроницаемый деревянный ящик, внутренняя поверхность которого (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Его размер – 50 х 70 х 8см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком

2.        Чистый, просеянный песок

Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики

3.        «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см), а именно человеческие персонажи, животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.), сказочные герои (злые и добрые), транспорт, растения, природный материал (камни, ракушки и т.д.), предметы, сделанные человеком (стеклярус, ткань, бумага и др.)

Занятие 1

Тема: «Чувствительные ладошки»

Материал: песочница

Ход занятия

Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью

Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не обычная, песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал

Ритуал «входа» в Песочную страну:

Звучит музыка

Педагог-психолог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:

(читаем вместе стишок-приветствие (придумать))

Педагог-психолог снимает ткань с песочного листа

Педагог-психолог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Ведь они вас еще не знают.

Жители немножко за нами понаблюдают, и если мы им понравимся, то на следующих занятиях они обязательно придут к нам в гости.

Давайте же скажем, как можно и как нельзя себя вести в Волшебной стране:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить:

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня?!

Педагог-психолог: Будем с вами делать все правильно?

(Ответы детей)

Педагог-психолог: Хорошо, тогда начинаем - Мы сейчас с вами поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук»

Ход игры:

На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Педагог-психолог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)

Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх

Я перевернула руки, мои ощущения изменились

Теперь я по-другому чувствую песок, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?

Мне не очень удобно держать так руки. А вам?

Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше.

Педагог-психолог: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея……

- Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения…….

- Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами………

- А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры….

- Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками) ….

- Поиграем по поверхности песка как на пианино….

- А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук…… (можно украсить картинку разноцветным стеклярусом).

- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение ….

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки (протереть влажными салфетками) и сесть на стулья.

Рефлексия занятия:

Педагог-психолог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

Теперь мои хорошие, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Педагог-психолог: До следующей встречи!