Игры с песком для детей
Приглашаем Ваших детей на развивающие психологические занятия «Игры на песке».
Данные занятия будут проводиться индивидуально и в мини-группе, максимум 4 человека.
Все игровые действия будут проводиться с использованием психологической песочницы.
Занятия направлены на развитие мелкой и крупной моторики, речи, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, на развитие творческих и коммуникативных способностей.
Также данные занятия способствует социальному и эмоциональному развитию ребенка. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому песочницу можно использовать в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.
Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Цели занятий:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
3. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
4. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
5. Снижение психофизического напряжения.
6. Актуализация эмоций.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
6. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
7. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
5. Закрепить представления об окружающем мире.
Методы и приёмы:
Дискуссии
Беседы
Игры – коммуникации
Проективные игры
Познавательные игры
Элементы сказкотерапии
Музыкальное сопровождение (диски)
Необходимое оборудование:
1. Песочница - водонепроницаемый деревянный ящик, внутренняя поверхность которого (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Его размер – 50 х 70 х 8см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком
2. Чистый, просеянный песок
Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см), а именно человеческие персонажи, животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.), сказочные герои (злые и добрые), транспорт, растения, природный материал (камни, ракушки и т.д.), предметы, сделанные человеком (стеклярус, ткань, бумага и др.)
Занятие 1
Тема: «Чувствительные ладошки»
Материал: песочница
Ход занятия
Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью
Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не обычная, песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Звучит музыка
Педагог-психолог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
(читаем вместе стишок-приветствие (придумать))
Педагог-психолог снимает ткань с песочного листа
Педагог-психолог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Ведь они вас еще не знают.
Жители немножко за нами понаблюдают, и если мы им понравимся, то на следующих занятиях они обязательно придут к нам в гости.
Давайте же скажем, как можно и как нельзя себя вести в Волшебной стране:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня?!
Педагог-психолог: Будем с вами делать все правильно?
(Ответы детей)
Педагог-психолог: Хорошо, тогда начинаем - Мы сейчас с вами поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук»
Ход игры:
На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Педагог-психолог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)
Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)
Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх
Я перевернула руки, мои ощущения изменились
Теперь я по-другому чувствую песок, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?
Мне не очень удобно держать так руки. А вам?
Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше.
Педагог-психолог: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея……
- Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения…….
- Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами………
- А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры….
- Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками) ….
- Поиграем по поверхности песка как на пианино….
- А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук…… (можно украсить картинку разноцветным стеклярусом).
- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение ….
По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки (протереть влажными салфетками) и сесть на стулья.
Рефлексия занятия:
Педагог-психолог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)
Ритуал «выхода» из Песочной страны
Теперь мои хорошие, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Педагог-психолог: До следующей встречи!